Вероятно, такое деление участников процесса не очень льстит, однако в своей основе оно имеет весьма забавный анекдот. Однажды курица и свинья захотели открыть ресторан, курица предложила название «Яичница с беконом», но свинья запротестовала, потому что в этом случае ей пришлось бы посвятить себя проекту полностью, а курице лишь частично. С тех пор участников, в незначительной степени привлеченных к проекту, называют «курами», а непосредственных деятелей – «свиньями».
Scrum вообще имеет в своем арсенале достаточно много терминов, взять хотя бы его самого. Он не является аббревиатурой, именем изобретателя или еще чем-нибудь столь же патетическим, скрамом называют схватку в регби, когда команда активно и плодотворно топчется вокруг мяча. По сути scram-принцип в том и заключается. Берется проект, распределяются роли, планируются и раздаются задания, затем все усиленно топчутся над данными заданиями в течение заданного времени и «ура!» – выпускают готовый проект. Однако стоит подробнее остановиться на ролях, стандартах, терминах и преимуществах scram для IT-сферы.
Кто есть кто?
Владелец продукта (ProductOwner) – представляет интересы заказчика и других заинтересованных сторон, знает все об их petits caprices* (*маленьких капризах)
Скрам-мастер (ScrumMaster) – человек, ведущий процесс. В его обязанности входит: следить за продвижением проекта, проводить совещания, устранять возникающие проблемы и избавлять команду от отвлекающих факторов, например, от поедания булочек в «неурочное» время.
Скрам-команда (ScrumTeam) – небольшая группа человек, состоящая, как правило, из специалистов разных отделов: программисты, аналитики, тестировщики и т.д.Команда занимается выполнением поставленных задач и поеданием булочек в «неурочное» время.
Когда это делается?
Резерв проекта (ProductBacklog) является общим списком всех дел по проекту, расположенных в порядке важности.
Спринт (Sprint) представляет собой выполнение поставленных задач в конкретные временные рамки. То есть вы выбираете часть задач из общего списка, распределяете их по деятелям и устанавливаете необходимые для их выполнения сроки, например, неделю. И с этого момента никто не меняет ни задач, ни сроков их выполнения кроме скрам-команды, и то в крайних случаях. Вот она, долгожданная «Аллилуйя» для веб-разработчиков.
По scrum-методу вам не придется пришивать бант на платье заказчика по звонку, а через день по тому же звонку его отрезать. Все возникающие пожелания заинтересованной стороны, в том числе банты и летающие на бэкграунде снежинки, вносятся в общий список дел – product backlog. Новая задача придет к вам только в момент запуска нового спринта. Это и сохраненные нервы, и отдельное оплачиваемое время для работы.
У нашей команды уже есть опыт подобного ведения дел – пятничные планерки, на которых не только выносятся результаты работы, но и ставятся проблемы, решение которых увязло в болотах «несрочное, непонятное, невыполненное». Пожалуй, scrum-метод отлично впишется в ритм нашей работы: упростит и ускорит ее процесс.